А это я - вместе с музой моею. Я без музы ни хрена не умею.
В рамках занимательного д'Эоноведения обнаружились две картинки, которым ошибочно приписывают причастность к шевалье. Что же это за картинки и кто изображен на них на самом деле?
три фехтовальщицы



Первая гравюра изображает знаменитую схватку шевалье д'Эона и шевалье де Сен-Жоржа. Вторую полагают пародией на это поединок - логично, для окарикатуривания участников как раз подойдет изобразить красавца-мулата уродливым негром, а д'Эона эксцентричной бабой. Третья якобы изображает поединок д'Эона в фехтовальной школе Анджело - хотя молодость модели настораживает, и уж точно шевалье никогда не одевался подобным образом.
а что на самом деле?
Фехтовальная Академия Анджело и поединок д'Эона и Сен-ЖоржаФехтовальная Академия Анджело До 1755 года знатные лондонцы ездили обучаться искусству фехтования в Париж. В 1755 году Доменико Анджело Малевольти Тремамондо (1716-1802), известный как Анджело, открывает свою школу фехтования в Лондоне. Сам Доменико Анджело учился в Париже у знаменитого Тейагори - вместе с д'Эоном, кстати, с которым они были близкими друзьями; сын Доменико, Генри Анджело, вспоминает, что д'Эон был частым гостем в доме отца. Очень скоро в числе учеников новой Академии фехтования числился весь лондонский высший свет, включая принца Уэльского, будущего короля Георга IV. Академия размещалась вначале в Карлайл-хаус, Сохо Сквер (Carlisle House, Soho Square), затем переехала в здание Оперы в Хеймаркете, а после пожара 1789 г. обосновалась на Бонд стрит, 13. В 1785 г. Генри Анджело сменил своего отца на посту главы Академии, а в 1817 г. новым главой школы стал уже его сын, тоже Генри Анджело (младший), внук Доменико.
В 1763 году Доменико Анджело выпустил трактат о фехтовальной технике «L'Ecole des Armes», снабженный полсотней иллюстраций. Он пользовался такой популярностью, что Дидро и д'Аламбер, составляя свою Энциклопедию, взяли именно эти рисунки за основу статьи "фехтование".
иллюстрации из Энциклопедии
иллюстрации из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера
Любопытно, что положения фехтовальщиков на всех трех картинках явственно напоминают фехтовальные позиции из иллюстраций в книге Анджело. Но тут я не специалист и дальше рассуждать не буду.
Шевалье Сен-Жорж, прославленный фехтовальщик, тоже был в числе друзей Доменико Анджело; эти-то Анджело и организовали поединок между ним и д'Эоном. Схватка состоялась 9 апреля 1787 г. в Карлтон-хаус, лондонской резиденции принца Уэльского, который лично за ней наблюдал. д'Эон вышел победителем; Сен-Жорж, однако, впоследствии замечал - ну как же я мог не уступить даме?
Поединок между шевалье д'Эоном и Сен-Жоржем
Шарль-Жан Робино. Поединок между шевалье д'Эоном и Сен-Жоржем.
фрагмент: принц Уэльский

Принц Уэльский наблюдает за поединком. Обратите внимание - на картине Сен-Жорж отражает атаку, в то время как на гравюре удар д'Эона достигает цели. Оно и понятно - гравюра должна была ясно показать, кто победил.
Источник: раз, два, три
вторая картинка: герцогиня Квинсбери и ее верный пес Мунго
Вторая картинка датирована 1773 г., то есть за 15 лет до поединка. Изображает она Кэтрин Дуглас, герцогиню Квинсбери (1701-1777); эта эксцентричная немолодая дама действительно увлекалась фехтованием. Ее партнер, упомянутый прозвищем "Мунго" - Юлиус Субиз (1754 – 1798). Чернокожий раб, он был подарен герцогине 10-летнм мальчиком; она освободила его и, по тогдашней моде, дала ему воспитание и образование; впоследствии он стал известен в Лондоне как франт и щеголь, а также отличный фехтовальщик - он также обучался в школе Анджело.
Наверху надпись: "The D—— of [...] – playing at foils with her favorite lap dog Mungo after expending near £10000 to make him a———-*" В уста Мунго вложена игривая реплика: "Mungo here Mungo dere, Mungo Ev'ry where, above, & below Hah! Vat your Gracy tink of me now" Сатира явно намекает зрителю, что развлечения герцогини с "ручным песиком" не ограничиваются фехтованием; и то, как непринужденно острие шпаги мужчины располагается между ее грудей, только усиливает впечатление.
Кстати заметьте, на герцогине туфельки. А вот д'Эон не носил каблуков. На картине поединка и он, и Сен-Жорж - в специальной фехтовальной обуви.
наконечник рапирыИсторики фехтования превозносят гравюру за чуть ли не первое изображение сетчатой фехтовальной маски - предположительно на кожаной подкладке. Хорошо заметен также затупленный конец тренировочной рапиры.
Источники: раз, два
третья картинка: прекрасная римлянка идет по стопам д'Эона
Томас Роулендсон, "Мадам Колли в Академии Анджело", 1816.
А эта гравюра сделала через 30 лет после искомого поединка. Здесь изображена реальная фехтовальщица - итальянка мадам Колли (или, в других вариантах - Коль, Коул, Куллони), известная под прозвищем "Римлянка", занимавшаяся в Академии Анджело. Говорят, кстати, что именно пример бесстрашного д'Эона оказался вдохновляющим для многих женщин. Впрочем, и без этого женщин, владеющих оружием и даже женщин-дуэлянток мы то и дело встречаем на страницах истории.
Еще один рисунок изображает мадам Колли в виде Паллады. Мда, мадмуазель де Бомон и не снились такие формы...

Художник и гравер Томас Роулендсон, автор этих произведений, был другом Генри Анджело и сделал для него серию рисунков фехтовальных поединков в Академии, к которой относится и акварель с прекрасной римлянкой. Среди других рисунков серии можно привести например этот. На стене висит портрет Сен-Жоржа; стоящий под ним мужчина с двумя рапирами под мышкой - Доменико Анджело, тогда как фехтовальщик в центре, делающий удачный выпад - молодой Генри Андждело.
Источники: раз, два
Таки мы хотели карикатурку на поединок Сен-Жоржа с д'Эоном? Таки мы ее получим))) только драться они будут уже не друг с другом, а с третьими лицами...
четвертая картинка, бонусная: трудно живется королям в Англии!
Трудно живется королям в Англии: там есть парламент и свободная пресса. Первый стремится ограничить короля в расходах, а вторая норовит выставить в смешном свете. Когда королем недовольны - а так почти всегда - вечно найдется кто-то, кто нарисует, как королю - ну, и не только, в данной случае у нас принц Уэльский, да и министрам тоже достается - дают по ушам.
А кто может достойно дать им в ухо? Конечно же, любимцы публики, достойные фехтовальщики, чей поединок увековечен на гравюрах, широко известных каждому лондонцу! Правда, тут не до благородного искусства, и они по-простецки дерутся на кулаках. Здесь есть свой резон - в отличие от утонченного Парижа, лондонские джентльмены любили бокс не меньше фехтования. Ни Сен-Жорж, ни тем более д'Эон в подобном замечены не были - но неподалеку с Академией фехтования находилась боксерская школа, глава которой, Джексон, был большим другом Генри Анждело, так что многие ученики ходили и туда, и туда, и так соблазнительно ради шутки представить обоих фехтовальщиков в боксерских стойках ))

Исаак Крукшенк. "St George & the Dragon & Mad-lle riposting"
На переднем плане Сен-Жорж атакует Джоржа Хангера, барона Колрейна (вот не спрашивайте, почему именно его, не знаю).
Сен-Жорж: А теперь в челюсть! А теперь в глаз! А теперь - куда вам будет угодно!
Позади него мадмуазель д'Эон, хорошо узнаваемая в своем платье и чепце, нападает на Принца Уэльского (дадада, того самого, что наблюдал некогда за их дуэлью с Сен-Жоржем)
д'Эон:Еще раунд?
Принц: Нет-нет - я вижу, мне не выстоять и я побежден, - ах! мой глаз...
На стене висит изображение Св. Георгия; в оригинале имена Св. Георгия и Сен-Жоржа звучат одинаково, так что понятно, кого изображает эта картина - и чтобы все было окончательно ясно, бравый святой поражает копьем не дракона, а осла.
Источники: раз
три фехтовальщицы



Первая гравюра изображает знаменитую схватку шевалье д'Эона и шевалье де Сен-Жоржа. Вторую полагают пародией на это поединок - логично, для окарикатуривания участников как раз подойдет изобразить красавца-мулата уродливым негром, а д'Эона эксцентричной бабой. Третья якобы изображает поединок д'Эона в фехтовальной школе Анджело - хотя молодость модели настораживает, и уж точно шевалье никогда не одевался подобным образом.
а что на самом деле?
Фехтовальная Академия Анджело и поединок д'Эона и Сен-ЖоржаФехтовальная Академия Анджело До 1755 года знатные лондонцы ездили обучаться искусству фехтования в Париж. В 1755 году Доменико Анджело Малевольти Тремамондо (1716-1802), известный как Анджело, открывает свою школу фехтования в Лондоне. Сам Доменико Анджело учился в Париже у знаменитого Тейагори - вместе с д'Эоном, кстати, с которым они были близкими друзьями; сын Доменико, Генри Анджело, вспоминает, что д'Эон был частым гостем в доме отца. Очень скоро в числе учеников новой Академии фехтования числился весь лондонский высший свет, включая принца Уэльского, будущего короля Георга IV. Академия размещалась вначале в Карлайл-хаус, Сохо Сквер (Carlisle House, Soho Square), затем переехала в здание Оперы в Хеймаркете, а после пожара 1789 г. обосновалась на Бонд стрит, 13. В 1785 г. Генри Анджело сменил своего отца на посту главы Академии, а в 1817 г. новым главой школы стал уже его сын, тоже Генри Анджело (младший), внук Доменико.
В 1763 году Доменико Анджело выпустил трактат о фехтовальной технике «L'Ecole des Armes», снабженный полсотней иллюстраций. Он пользовался такой популярностью, что Дидро и д'Аламбер, составляя свою Энциклопедию, взяли именно эти рисунки за основу статьи "фехтование".
иллюстрации из Энциклопедии

иллюстрации из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера
Любопытно, что положения фехтовальщиков на всех трех картинках явственно напоминают фехтовальные позиции из иллюстраций в книге Анджело. Но тут я не специалист и дальше рассуждать не буду.
Шевалье Сен-Жорж, прославленный фехтовальщик, тоже был в числе друзей Доменико Анджело; эти-то Анджело и организовали поединок между ним и д'Эоном. Схватка состоялась 9 апреля 1787 г. в Карлтон-хаус, лондонской резиденции принца Уэльского, который лично за ней наблюдал. д'Эон вышел победителем; Сен-Жорж, однако, впоследствии замечал - ну как же я мог не уступить даме?
Поединок между шевалье д'Эоном и Сен-Жоржем

Шарль-Жан Робино. Поединок между шевалье д'Эоном и Сен-Жоржем.
фрагмент: принц Уэльский

Принц Уэльский наблюдает за поединком. Обратите внимание - на картине Сен-Жорж отражает атаку, в то время как на гравюре удар д'Эона достигает цели. Оно и понятно - гравюра должна была ясно показать, кто победил.
Источник: раз, два, три
вторая картинка: герцогиня Квинсбери и ее верный пес Мунго

Вторая картинка датирована 1773 г., то есть за 15 лет до поединка. Изображает она Кэтрин Дуглас, герцогиню Квинсбери (1701-1777); эта эксцентричная немолодая дама действительно увлекалась фехтованием. Ее партнер, упомянутый прозвищем "Мунго" - Юлиус Субиз (1754 – 1798). Чернокожий раб, он был подарен герцогине 10-летнм мальчиком; она освободила его и, по тогдашней моде, дала ему воспитание и образование; впоследствии он стал известен в Лондоне как франт и щеголь, а также отличный фехтовальщик - он также обучался в школе Анджело.
Наверху надпись: "The D—— of [...] – playing at foils with her favorite lap dog Mungo after expending near £10000 to make him a———-*" В уста Мунго вложена игривая реплика: "Mungo here Mungo dere, Mungo Ev'ry where, above, & below Hah! Vat your Gracy tink of me now" Сатира явно намекает зрителю, что развлечения герцогини с "ручным песиком" не ограничиваются фехтованием; и то, как непринужденно острие шпаги мужчины располагается между ее грудей, только усиливает впечатление.
Кстати заметьте, на герцогине туфельки. А вот д'Эон не носил каблуков. На картине поединка и он, и Сен-Жорж - в специальной фехтовальной обуви.
наконечник рапирыИсторики фехтования превозносят гравюру за чуть ли не первое изображение сетчатой фехтовальной маски - предположительно на кожаной подкладке. Хорошо заметен также затупленный конец тренировочной рапиры.
Источники: раз, два
третья картинка: прекрасная римлянка идет по стопам д'Эона

Томас Роулендсон, "Мадам Колли в Академии Анджело", 1816.
А эта гравюра сделала через 30 лет после искомого поединка. Здесь изображена реальная фехтовальщица - итальянка мадам Колли (или, в других вариантах - Коль, Коул, Куллони), известная под прозвищем "Римлянка", занимавшаяся в Академии Анджело. Говорят, кстати, что именно пример бесстрашного д'Эона оказался вдохновляющим для многих женщин. Впрочем, и без этого женщин, владеющих оружием и даже женщин-дуэлянток мы то и дело встречаем на страницах истории.
Еще один рисунок изображает мадам Колли в виде Паллады. Мда, мадмуазель де Бомон и не снились такие формы...

Художник и гравер Томас Роулендсон, автор этих произведений, был другом Генри Анджело и сделал для него серию рисунков фехтовальных поединков в Академии, к которой относится и акварель с прекрасной римлянкой. Среди других рисунков серии можно привести например этот. На стене висит портрет Сен-Жоржа; стоящий под ним мужчина с двумя рапирами под мышкой - Доменико Анджело, тогда как фехтовальщик в центре, делающий удачный выпад - молодой Генри Андждело.
Источники: раз, два
Таки мы хотели карикатурку на поединок Сен-Жоржа с д'Эоном? Таки мы ее получим))) только драться они будут уже не друг с другом, а с третьими лицами...
четвертая картинка, бонусная: трудно живется королям в Англии!
Трудно живется королям в Англии: там есть парламент и свободная пресса. Первый стремится ограничить короля в расходах, а вторая норовит выставить в смешном свете. Когда королем недовольны - а так почти всегда - вечно найдется кто-то, кто нарисует, как королю - ну, и не только, в данной случае у нас принц Уэльский, да и министрам тоже достается - дают по ушам.
А кто может достойно дать им в ухо? Конечно же, любимцы публики, достойные фехтовальщики, чей поединок увековечен на гравюрах, широко известных каждому лондонцу! Правда, тут не до благородного искусства, и они по-простецки дерутся на кулаках. Здесь есть свой резон - в отличие от утонченного Парижа, лондонские джентльмены любили бокс не меньше фехтования. Ни Сен-Жорж, ни тем более д'Эон в подобном замечены не были - но неподалеку с Академией фехтования находилась боксерская школа, глава которой, Джексон, был большим другом Генри Анждело, так что многие ученики ходили и туда, и туда, и так соблазнительно ради шутки представить обоих фехтовальщиков в боксерских стойках ))

Исаак Крукшенк. "St George & the Dragon & Mad-lle riposting"
На переднем плане Сен-Жорж атакует Джоржа Хангера, барона Колрейна (вот не спрашивайте, почему именно его, не знаю).
Сен-Жорж: А теперь в челюсть! А теперь в глаз! А теперь - куда вам будет угодно!
Позади него мадмуазель д'Эон, хорошо узнаваемая в своем платье и чепце, нападает на Принца Уэльского (дадада, того самого, что наблюдал некогда за их дуэлью с Сен-Жоржем)
д'Эон:Еще раунд?
Принц: Нет-нет - я вижу, мне не выстоять и я побежден, - ах! мой глаз...
На стене висит изображение Св. Георгия; в оригинале имена Св. Георгия и Сен-Жоржа звучат одинаково, так что понятно, кого изображает эта картина - и чтобы все было окончательно ясно, бравый святой поражает копьем не дракона, а осла.
Источники: раз
@темы: занимательная история, прикладное д'Эоноведение, европейщина