А это я - вместе с музой моею. Я без музы ни хрена не умею.
Основателем школы считается аристократ Фудзивара Юкихиро (кон. 14 - нач. 15 вв.), взявший псевдоним Тоса Сёгэн в честь провинции Тоса, где был губернатором. Его отец, Фудзивара Юкимицу (он же Фудзивара Цунэтака, около 1352-1389), также был известным художником и возглавлял Императорскую академию живописи. Эта должность по наследству перешла и к Юкихиро. Оба они были придворными портретистами.
Однако в интересах игры мы продлим нашу генеалогию еще дальше вглубь: семейные легенды называют пращуром семьи Тоса Фудзивара Таканобу (1142 — 1205, Киото). Этот легендарный художник, считающийся основателем японского портрета, жил в нелегкие времена, когда власть всесильных Тайра обрушилась под ударами Минамото; однако Таканобу причалил к верному берегу, выполнив портрет Минамото-но Ёритомо, ставший впоследствии эталоном сёгунских портретов

Фудзивара Таканобу, портрет Минамото-но Ёритомо. 1179.

upd Второй вариант этого же портрета. Многими считается позднейшей репродукцией.
Кроме этого, он прославился как мастер портретного жанра. Известно, что он рисовал императора Го-Сиракава и его придворных.
Следующим выдающимся представителем школы считается Тоса Мицунобу (1434-1525). Считается, что именно он добился выдающегося положения школы Тоса и даже занимал пост Главы Императорской Академии в 1493 - 1496.

Тоса Мицунобу, Легенда об основании храма Сейко-дзи.
свиток "История святилища Киёмидзудера"

Тоса Мицунобу. Сосны. Роспись ширмы.
Кроме того, он породнился со второй крупной школой живописи - школой Кано - отдав свою дочь в жены Кано Мотонобу (1476 - 1559), тогдашнему главе школы. Считается, что с этих пор школа Кано пользовалась некоторыми приемами школы Тоса ))) Учитывая, что к тому времени школа Кано возглавляет академию живописи при сёгунском дворе в Эдо, это было взаимовыгодное родство.
Еще два поколения школа Тоса удерживала главенство в Императорской Академии. Ее возглавлял сын Мицунобу - Мицумочи, затем сын последнего - Мицумото. В 1559 Мицумото погиб в одном из сражений; главенство школой перешло к его младшему брату, Мицуёси. Судя по датам, Мицуёси был сильно младшим братом - младше Мицумото лет на сорок с хвостом, и в момент наследования ему едва было двадцать. С этого момента былое величие школы Тоса и ее связи с двором временно прекращаются; Мицуёси уезжает из Киото в город Сакаи близ Осаки, где живет продажей своих картин богатым купцам.
"Императорское бюро в это время перешло под управление мастеров школы Кано, а художники Тоса жили за счет продажи своих работ богатым жителям Осаки, и заодно учились новым элементам живописи и новым жанрам, которые больше нравились горожанам - список сюжетов расширился, живопись цветы-птицы и прочие нетипичные для классического японского искусства китайские сюжеты стали ничуть не менее характерными для школы, чем прежние аристократические сценки. Всё это продолжалось до 1634 года, пока Мицунори (1583-1638), тогдашний глава школы, не приехал со своим старшим сыном Мицуоки обратно в Киото".
Мицунори, сколь понимаю, сын Мицуёси.
В 1634 Мицуоки возвращает школе Тоса пост главы Императорской академии живописи. О Мицуоки есть отдельный пост ниже; на 1680 он жив; мой персонаж, таким образом, является то ли его младшим братом, то ли его вымышленным аналогом.
Т.о. наша почти историческая генеалогия выглядит так:
Фудзивара Таканобу (1142 — 1205)
------
Фудзивара Юкимицу (около 1352-1389)
Фудзивара Юкихиро, он же Тоса Сёгэн (кон. 14 - ок. 1434)
Тоса Мицунобу (1434 – 1525)
Тоса Мицумочи (?)
Тоса Мицумото (1496 – ок. 1559)
Тоса Мицуёси (1539 – 1613)
Тоса Мицунори (1583 – 1638)
Тоса Мицуоки (1617 – 1691)
Мон Тоса.
По сети удается найти упоминания, что мон Тоса состоял из трех дубовых листьев и выглядел так:

Однако непонятно, имеются ли в виду наши Тоса, другие Тоса или это просто герб провинции Тоса, в честь которой названо наше семейство. В вики этот камон приписывают семейству Ямаути, правившему этой провинцией в период Эдо .
Источники: вики и хорошая статья "Школа Тоса" в japan-painting
Однако в интересах игры мы продлим нашу генеалогию еще дальше вглубь: семейные легенды называют пращуром семьи Тоса Фудзивара Таканобу (1142 — 1205, Киото). Этот легендарный художник, считающийся основателем японского портрета, жил в нелегкие времена, когда власть всесильных Тайра обрушилась под ударами Минамото; однако Таканобу причалил к верному берегу, выполнив портрет Минамото-но Ёритомо, ставший впоследствии эталоном сёгунских портретов

Фудзивара Таканобу, портрет Минамото-но Ёритомо. 1179.

upd Второй вариант этого же портрета. Многими считается позднейшей репродукцией.
Кроме этого, он прославился как мастер портретного жанра. Известно, что он рисовал императора Го-Сиракава и его придворных.
Следующим выдающимся представителем школы считается Тоса Мицунобу (1434-1525). Считается, что именно он добился выдающегося положения школы Тоса и даже занимал пост Главы Императорской Академии в 1493 - 1496.

Тоса Мицунобу, Легенда об основании храма Сейко-дзи.
свиток "История святилища Киёмидзудера"
Тоса Мицунобу. Сосны. Роспись ширмы.
Кроме того, он породнился со второй крупной школой живописи - школой Кано - отдав свою дочь в жены Кано Мотонобу (1476 - 1559), тогдашнему главе школы. Считается, что с этих пор школа Кано пользовалась некоторыми приемами школы Тоса ))) Учитывая, что к тому времени школа Кано возглавляет академию живописи при сёгунском дворе в Эдо, это было взаимовыгодное родство.
Еще два поколения школа Тоса удерживала главенство в Императорской Академии. Ее возглавлял сын Мицунобу - Мицумочи, затем сын последнего - Мицумото. В 1559 Мицумото погиб в одном из сражений; главенство школой перешло к его младшему брату, Мицуёси. Судя по датам, Мицуёси был сильно младшим братом - младше Мицумото лет на сорок с хвостом, и в момент наследования ему едва было двадцать. С этого момента былое величие школы Тоса и ее связи с двором временно прекращаются; Мицуёси уезжает из Киото в город Сакаи близ Осаки, где живет продажей своих картин богатым купцам.
"Императорское бюро в это время перешло под управление мастеров школы Кано, а художники Тоса жили за счет продажи своих работ богатым жителям Осаки, и заодно учились новым элементам живописи и новым жанрам, которые больше нравились горожанам - список сюжетов расширился, живопись цветы-птицы и прочие нетипичные для классического японского искусства китайские сюжеты стали ничуть не менее характерными для школы, чем прежние аристократические сценки. Всё это продолжалось до 1634 года, пока Мицунори (1583-1638), тогдашний глава школы, не приехал со своим старшим сыном Мицуоки обратно в Киото".
Мицунори, сколь понимаю, сын Мицуёси.
В 1634 Мицуоки возвращает школе Тоса пост главы Императорской академии живописи. О Мицуоки есть отдельный пост ниже; на 1680 он жив; мой персонаж, таким образом, является то ли его младшим братом, то ли его вымышленным аналогом.
Т.о. наша почти историческая генеалогия выглядит так:
Фудзивара Таканобу (1142 — 1205)
------
Фудзивара Юкимицу (около 1352-1389)
Фудзивара Юкихиро, он же Тоса Сёгэн (кон. 14 - ок. 1434)
Тоса Мицунобу (1434 – 1525)
Тоса Мицумочи (?)
Тоса Мицумото (1496 – ок. 1559)
Тоса Мицуёси (1539 – 1613)
Тоса Мицунори (1583 – 1638)
Тоса Мицуоки (1617 – 1691)
Мон Тоса.
По сети удается найти упоминания, что мон Тоса состоял из трех дубовых листьев и выглядел так:

Однако непонятно, имеются ли в виду наши Тоса, другие Тоса или это просто герб провинции Тоса, в честь которой названо наше семейство. В вики этот камон приписывают семейству Ямаути, правившему этой провинцией в период Эдо .
Источники: вики и хорошая статья "Школа Тоса" в japan-painting