А это я - вместе с музой моею. Я без музы ни хрена не умею.


Джорж Стаббс. Белый конь, напуганный львом. 1770


Генри Фюзели (Фюссли). Ночной кошмар. 1781


Уильям Блейк. Конь. Иллюстрация к "Балладам" У. Хейли. 1805.


Гойя. Женщина, похищаемая конем. Серия "Деспаратес" (Нелепицы, или Пословицы), 1816-1820


Как-то я выстроила в ряд эти четыре образа, и получилась линия: лошадь в предромантизме - как жертва и как угроза...

Лошадь в искусстве вообще существо амбивалентное: может символизировать и аполлоническое, и дионисийское, и культурно-цивилизаторское - и стихийно-природное. Как культурный символ, конь предстает умным, добрым, даже жертвенным животным, другом и помощником своего хозяина. Ее прекрасные стати - символ утонченной мирной гармонии. Как стихийное существо, лошадь связана с животным миром и олицетворяет бунт и вольнолюбие, неудержимый порыв инстинктов; лошадь также часто связывают с миром бессознательного и эротизмом - конь символизирует мужскую сексуальность, скачка на лошадях - любовный акт.